Свободный порт обрел законную силу

Режим порто-франко во Владивостоке одобрен практически единогласно.

Поистине «кавалерийским наскоком» депутаты Государственной думы приняли законопроект «О Свободном порте Владивостока», разработанный Минвостокразвития при поддержке администрации приморской столицы и бизнес-сообщества.

Напомним: первое чтение документа в середине июня было, скорее, дискуссионным, представители фракций рассматривали позитивные и негативные стороны проекта. Отметим, что положительных эмоций было больше, о чем «В» рассказывал в одном из предыдущих номеров.

30 июня в рамках пленарного заседания состоялось рассмотрение закона во втором чтении, оно стало уже техническим. Даже фракция КПРФ, ранее предлагавшая значительно доработать закон, согласилась на нынешний вариант.

В обсуждении приняли участие депутаты Николай Рябов и Леонид Симановский. Они рассказали о регулировании отношений, связанных с созданием и функционированием мер государственной поддержки предпринимательской деятельности на территории южного Приморья. У парламентариев было множество поправок, которые аккумулировал и в виде рекомендаций предложил рассмотреть комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

По итогам голосования 26 поправок к основному законопроекту было принято, 11 отклонено. Что касается дополнительного закона – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», то здесь 29 поправок было принято, 3 отклонено. А вот все 4 предложенные поправки по изменениям Налогового кодекса были утверждены сразу.

В третьем, последнем, чтении, состоявшемся в дни празднования 155-летия Владивостока, закон был принят без внесения новых дополнений в окончательном варианте. С таким предложением выступил депутат от фракции ЛДПР Иван Абрамов из Благовещенска. Когда председатель Госдумы Сергей Нарышкин поставил вопрос на голосование, все депутаты проголосовали практически единогласно.

Порто-франко расширяет границы

Теперь о том, какие же изменения претерпел закон по сравнению с первоначальным вариантом. Об этом в Москве на заседании оргкомитета по проведению Восточного экономического форума рассказал министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

– Принятый закон расширил границы Свободного порта Владивостока до 15 муниципальных образований Приморского края, – сообщил глава Минвостокразвития. – Так, в зону порто-франко дополнительно включены город Спасск-Дальний и Ольгинский муниципальный район.

К новациям от депутатского корпуса можно отнести предоставление дополнительной защиты для резидентов свободного порта. Управляющая компания свободного порта получила право представлять и защищать интересы обратившихся к ней резидентов в суде, предъявлять иски по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, о защите прав и законных интересов неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидентов свободного порта. Это дает дополнительные свободы и финансовые возможности для инвесторов. Управляющая компания будет не только сервисной структурой в форме «одного окна», сопровождающей от «а» до «я» все инвестиционные проекты, но и станет омбудсменом (контролером и защитником) на судебных заседаниях.

Также в законе сформированы соответствующие нормы, позволяющие создать так называемую зону Freeport в границах свободного порта. На портовом участке будет создан центр со свободной таможенной зоной, где можно будет хранить предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат и осуществлять их продажную подготовку, включая демонстрацию товаров потенциальным покупателям. Подобные центры реализованы и пользуются широкой популярностью в Люксембурге, Швейцарии и Сингапуре.

Закон предполагает круглосуточный режим работы пунктов пропуска, предоставление участникам внешнеэкономической деятельности фактически зеленого коридора за счет механизма предварительного уведомления.

Будет введен упрощенный визовый режим: иностранным гражданам будет выдаваться 8-дневная виза Российской Федерации прямо на границе. Предусмотрен режим свободной таможенной зоны для резидентов, беспошлинный и безналоговый ввоз и потребление товаров.

Принимаются меры по упорядочиванию и снижению нагрузок на бизнес: сокращение времени налоговых проверок и согласование таких проверок с Минвостокразвития. Проект закона также предусматривает ускорение процедур в сфере строительства, налоговые льготы и льготы по страховым взносам для резидентов, – перечислил преимущества Александр Галушка.

Прибыль заранее считаем

Выступление министра дополнил председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков.

– В свободном порту будет действовать особый правовой режим осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также будут созданы лучшие условия ведения бизнеса по отношению к аналогичным территориям, функционирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В результате реализации законопроектов о создании свободного порта валовой региональный продукт (ВРП) Приморья составит к 2021 году 1,106 трлн рублей (рост в 1,7 раза к 2015 году). Прирост ВРП края составит 470,1 млрд рублей за это же время. Количество созданных рабочих мест достигнет 84,7 тысячи человек к 2021 году, – пояснил депутат.

По словам Анатолия Аксакова, лучшие условия ведения бизнеса в Свободном порту Владивостока предусматривают, в частности, преференции и льготы по налогу на прибыль для резидентов свободного порта. В первые 5 лет применяется пониженная ставка не более 5 процентов, резиденты будут освобождены от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога, также для них понижены совокупные отчисления во внебюджетные фонды с 30 до 7,6 процента. Дополнительно будут действовать меры господдержки в сфере градостроительной деятельности, лицензирования, осуществления государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, в сфере регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, ветеринарного надзора.

Что дальше?

Что касается дальнейших законодательных процедур, то сейчас новый закон и изменения, внесенные в другие нормативные документы, переданы на рассмотрение в Совет Федерации. После утверждения верхней палатой парламента их отправят на подпись президенту России.

Круг замкнется. Ведь именно Владимир Путин инициировал создание Свободного порта Владивостока в декабре прошлого года.

Закон вступит в силу через 90 дней с момента его подписания главой государства. За это время будут подготовлены необходимые подзаконные нормативно-правовые акты.

Ссылка: Vladnews.ru