Таможенные службы Эстонии и России намерены перенести опыт перехода «Койдула-Куничина Гора» на другие погранпереходы

На проходящей сегодня, 16 октября, в Северном порту Палдиски конференции, посвященной вопросам транзита грузов в Россию и в обратном направлении, как директор Налогово-таможенного департамента Эстонии Марек Хельм, так и заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Руслан Давыдов признали пилотный проект по упрощенному перемещению товаров от Северного порта Палдиски до СВХ «Миком» в России успешным и подтвердили намерения работать над внедрением этого опыта и на других погранпереходах.

«Я не считаю этот проект пилотным, это уже полностью работающая система», — сказал глава Налогово-таможенного департамента Эстонии Марек Хельм.

Отвечая на вопрос, когда такой же проект будет запущен на погранпереходах Лухамаа-Шумилкино и погранпереходе в Нарве, Хельм сказал, что департамент готов приложить все усилия для переноса этого опыта и на другие погранпереходы.

По словам его российского коллеги Руслана Давыдова, у Федеральной таможенной службы (ФТС) России есть большая заинтересованность в сотрудничестве с эстонской таможней.

«Роль таможни – это и услуга, и контроль. Надо найти разумное равновесие между интересами государства и интересами бизнеса. Если есть взаимная потребность в переносе опыта «зеленого коридора», то обе таможенные службы будут над этим работать», — сказал Давыдов, отметив, что Эстония является одним из мостов между ЕС и Евразийским союзом.

Давыдов рассказал также о том, что ФТС сейчас очень много работает над развитием электронных технологий. «С 1 января 2014 года у нас введено обязательное электронное декларирование, что позволило существенно ускорить прохождение товаров через границу. В октябре этого года введено предварительное декларирование для железнодорожных перевозок, сокращается перечень документов, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности, также основная работа по проверке будет переноситься на контроль после выпуска товаров», — перечислил некоторые направления развития Давыдов.

Говоря о результатах деятельности ФТС, Давыдов подчеркнул, что при предварительном декларировании время оформления сократилось практически по всем пунктам почти в два раза. К 2018 году поставлена задача, чтобы прохождение таможенного пропуска проходило за 20 минут, срок выпуска товаров составлял бы два дня.

«Нормы уполномоченного оператора в ЕС и в Таможенном союзе не совпадают, поэтому было принято решение применять концепцию доверенных цепочек поставок. Мы видим, как груз прибывает в Палдиски, как он проходит пункт пропуска и как осуществляется таможенная очистка. У нас есть возможность проводить выборочный и периодический контроль. При этом нагрузка на бизнес существенно снижается, но это при условии, что этот бизнес готов предоставлять информацию и быть прозрачным для контролирующих органов», — сказал в заключение Давыдов.

Проект упрощенного прохождения таможенного и пограничного контроля начинался с перевозки легковых автомобилей, и в 2014 году он расширен на подакцизные и другие группы товаров.

Суть проекта заключается в том, что груз сначала прибывает в Северный порт Палдиски, где он готовится к отправке в Российскую Федерацию. Как только груз готов к отправке, в приоритетном порядке бронируется очередь на погранпереходе Койдула, и автовоз проходит переход в забронированное время. На оформление таможенных процедур в Эстонии уходит около четырех минут. Потом автомобиль отправляется на Куничину Гору, где на складе временного таможенного хранения «Миком» проходит таможенную очистку. На это требуется от 2 до 2,5 часов. Дальше автомобиль с уже выпущенным в свободное обращение товаром отправляется к конкретному месту назначения.

  • Ирина Киреева — Редактор
  • rus.err.ee