Как формируются контейнеры с грузом?

Отправка (Shipment) контейнера – это весь процесс транспортировки груза от склада/дверей отправителя до склада/дверей получателя (если в договоре не написано иначе) с точки зрения грузоотправителя. Для грузополучателя этот же процесс будет называться доставкой (Shipment). Примерная схема отправки груза в контейнере выглядит следующим образом:

  • пустой контейнер берут на контейнерном терминале (CY) компании-перевозчика и привозят на склад отправителя, если у последнего нет собственного контейнера;
  • отправитель своими силами или с помощью наемных работников загружает (Charging) контейнер грузом/грузами;
  • загруженный контейнер перевозят в порт погрузки;
  • производят погрузку (Loading) контейнера на судно;
  • перевозят морем в порт разгрузки судна (Freight);
  • выгружают (Unloading) контейнер с судна на контейнерный терминал;
  • доставляют контейнер с грузом получателю, который собственными силами или с помощью наемных рабочих обеспечивает его разгрузку (Discharging);
  • наконец, пустой контейнер (если он не является собственностью грузоотправителя) везут обратно в порт.

Обычно контейнеры являются собственностью компании-перевозчика (COC) и сдаются ею в аренду отправителю груза. При этом у вас есть возможность выбрать специализированное оборудование (контейнер-рефрижератор, контейнер-цистерну и т.п.) и получить скидкук базисной ставке.

Базисная ставка (Freight Rate) – это согласованная фрахтователем и судовладельцем цена перевозки единицы какого-либо груза. К этой ставке, в зависимости от условий фрахта, в договоре указываются  и надбавки. Многие линии в базисную ставку закладывают также свои расходы на закупку, обслуживание и ремонт контейнерного парка, хранение и обратную доставку в порт пустых контейнеров. Ведь эти расходы транспортная компания несет независимо от того, в чьих именно контейнерах перевозится конкретный груз. Таким образом, отправляя груз в своем собственном контейнере (SOC), вы оплатите его амортизацию дважды.

С другой стороны, перевозка груза в собственном контейнере позволит вам избежать штрафов за его сверхнормативное использование (Demurrage и Detention), выбрать наиболее удобный способ транспортировки груза из порта получателю (например, ж/д или ) и сэкономить на обратной доставке пустого контейнера в порт. Кроме того, вы сможете использовать контейнер на стоянке в качестве склада или офиса либо вообще продать его.

Загрузка контейнера.

Особое внимание следует уделить загрузке (Charging) (Loading) контейнера. От того, насколько грамотно и профессионально были упакованы и расположены в контейнере грузы, зависит их целостность при перевозке, безопасность перевозящего их транспортного средства и конечная стоимость всей перевозки.

Загрузка контейнера может происходить:

  • на терминале транспортной компании (CY или CFS);
  • на вашем (грузоотправителя) складе (Door).

Первый вариант используется:

  • при отправке партии груза, недостаточной для заполнения целого контейнера (LCL), то есть при сборных, консолидированных грузоперевозках;
  • если контейнерный терминал транспортной компании находится в другом городе, но у вас есть возможность перевезти туда груз (к примеру, собственными фурами).

В чем принципиальная разница между CY (контейнерным терминалом) и CFS (контейнерной станцией)?

Морские контейнерные терминалы, как правило, находятся на территории порта либо в непосредственной близости от него, а значит – имеются только в портовых городах. Контейнерные же станции крупных транспортных компаний размещаются практически во всех значимых городах.

Вариант Door может проходить по следующим схемам:

  • Компания-перевозчик привозит свой контейнер на ваш склад:
    • на несколько часов, в течение которых вы должны будете упаковать, уложить и закрепить груз внутри контейнера. Каждый следующий час придется оплачивать по отдельному, более высокому тарифу, называемому «простой». Подобная схема требует тщательно проработанного плана загрузки контейнера и четкой работы складской службы. Помните также, что контейнер будет находиться на платформе высотой примерно в 120 см.
    • на несколько суток. Такой способ загрузки стоит примерно в два раза дороже, чем почасовой, но дает возможность действовать без спешки. Только не забудьте, что вам понадобится еще и подъемный кран, чтобы снять контейнер с платформы контейнеровоза.
  • Компания-перевозчик приезжает к вам на склад и забирает ваш уже загруженный и опечатанный контейнер.

Для упаковки, обрешетки груза и его размещения в контейнере вы можете воспользоваться услугами компании-перевозчика или обойтись собственными силами. Учитывайте следующие моменты:

  • Перевозчик не будет нести ответственность по контейнерам, которые вы загрузили и опломбировали сами, если из-за неправильной укладки грузов, дефекта контейнера, не обнаруженного вами при осмотре, или несоответствия контейнера перевозимому грузу произойдет повреждение или недостача содержимого.
  • Перевозчик также не несет ответственности за корректную и непрерывную работу оборудования принадлежащих вам специализированных контейнеров (например, рефрижераторов).
  • Перевозчик имеет право в любой момент вскрыть контейнер с целью проверки его содержимого. В случае же, если содержимое контейнера может представлять опасность для прочих перевозимых грузов, экипажа или всего судна, транспортная компания имеет право отказаться от перевозки и/или потребовать возместить дополнительные расходы, необходимые для безопасной перевозки данного груза.

Если перевозчик понес убытки из-за того, что вы неправильно загрузили контейнер, контейнер был неисправен или не подходил для перевозки размещенного в нем груза, возмещать их придется вам. Вывод прост: если есть хоть малейшие сомнения в способности ваших работников безукоризненно провести проверку и загрузку контейнера, стоит доверить эти заботы компании-перевозчику. 

Вывод прост: если есть хоть малейшие сомнения в способности ваших работников безукоризненно провести проверку и загрузку контейнера, стоит доверить эти заботы компании-перевозчику.

Перевозка контейнера

Этап перевозки (Carriage) контейнера начинается в момент перехода рисков от вас (грузоотправителя) к транспортной компании. Место, где происходит передача рисков, указывается при заключении договора.
Это может быть:

  • ваш склад (Door);
  • консолидационный склад транспортной компании (CFS);
  • контейнерный терминал транспортной компании (CY);
  • порт погрузки (POL).

Выбор условий отправки контейнера.

  • От места передачи рисков и количества услуг, которые вам предоставляет транспортная компания, будет зависеть и общая стоимость фрахта. Условия перевозки контейнера можно классифицировать следующим образом:
  • Door / Door – «От дверей до дверей». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от дверей/склада грузоотправителя до дверей/склада грузополучателя, включая погрузочно-разгрузочные работы в портах.
  • Door / Container Yard – «От дверей до терминала». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от дверей/склада грузоотправителя до терминала транспортной компании в порту выгрузки, включая погрузочно-разгрузочные работы в портах.
  • Door / Liner Out – «От дверей до порта». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от дверей/склада грузоотправителя до порта выгрузки, включая погрузочно-разгрузочные работы в портах.
  • Door / Free Out – «От дверей до борта». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от дверей/склада грузоотправителя до порта выгрузки, включая только погрузочные работы.
  • Container Yard / Door – «От терминала до дверей». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от терминала транспортной компании до дверей/склада грузополучателя, включая погрузочно-разгрузочные работы в портах.
  • Container Yard / Container Yard – «От терминала до терминала». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от терминала транспортной компании в порту погрузки до терминала в порту выгрузки, включая погрузочно-разгрузочные работы в портах.
  • Container Yard / Liner Out – «От терминала до порта». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от терминала транспортной компании до порта выгрузки, включая погрузочно-разгрузочные работы в портах.
  • Container Yard / Free Out – «От терминала до борта». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от терминала транспортной компании до порта выгрузки, включая только погрузочные работы.
  • Liner In / Door – «От порта до дверей». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от порта погрузки до дверей/склада грузоотправителя, включая погрузочно-разгрузочные работы в портах.
  • Liner In / Container Yard – «От порта до терминала». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от порта погрузки до терминала транспортной компании в порту выгрузки, включая погрузочно-разгрузочные работы в портах.
  • Liner In /Liner Out – «От порта до порта». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от порта погрузки до порта выгрузки, включая погрузочно-разгрузочные работы в портах.
  • Liner In / Free Out – «От порта до борта». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от порта погрузки до порта выгрузки, включая только погрузочные работы.
  • Free In / Door – «От борта до дверей». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от порта погрузки до дверей/склада грузоотправителя, включая только разгрузочные работы.
  • Free In / Container Yard – «От борта до терминала». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от порта погрузки до терминала транспортной компании в порту выгрузки, включая только разгрузочные работы.
  • Free In / Liner Out – «От борта до порта». В стоимость фрахта входит перевозка контейнера от порта погрузки до порта выгрузки, включая только разгрузочные работы.
  • Free In / Free Out – «От борта до борта». В стоимость фрахта входит только перевозка контейнера от порта погрузки до порта выгрузки.

Как правильно выбрать условия отправки груза в контейнере

При выборе схемы и условий отправки груза вам нужно учитывать следующие моменты:

  1. Объем и вес партии груза – хватит ли их для полной загрузки контейнера.
  2. Кому принадлежит контейнер – вам или транспортной компании.
  3. Есть ли у вас возможность самостоятельно организовать погрузку/разгрузку груза и его транспортировку между складом/терминалом/портом.
  4. Насколько далеко от порта погрузки/выгрузки находится склад/офис отправителя/получателя груза.

Пример 1: Небольшой интернет-магазин со складом в Пекине отправляет партию обуви (500 кг) индивидуальному предпринимателю в Москве. Выбор: Door или CFS в зависимости от того, сможет ли интернет-магазин доставить груз на консолидационный склад транспортной компании, а предприниматель, соответственно, забрать этот груз с московского склада.

Пример 2: Российская экспедиторская компания отправляет груз клиента (5 20-тонных контейнеров) своим партнерам в США. Выбор: Free или Liner в зависимости от наличия у компаний погрузочно-разгрузочных мощностей в портах.

Контейнерные термины для отправки и загрузки контейнера – Глоссарий

Carriage – перевозка. Процесс перемещения каких-либо объектов (грузов) из одной точки в другую при помощи транспортных средств.
CFS (Container Freight Station) – товарная контейнерная станция, пункт обработки грузовых контейнеров, консолидационный склад.
Charging – загрузка (затарка). Процесс размещения и укладки грузов в контейнере.
COC (Сarrier’s Оwned Container) – контейнер принадлежит перевозчику.
CY (Container Yard) – 1. Контейнерный терминал перевозчика, место хранения контейнеров. 2. Условие перевозки, при котором в стоимость фрахта включены услуги транспортной компании по размещению контейнера на терминале и его погрузке/выгрузке.
Demurrage – штраф за использование контейнера сверх оговоренного срока. Считается от момента выгрузки контейнера на терминале до его вывоза за ворота терминала.
Detention – штраф за использование контейнера сверх оговоренного срока. Считается от момента вывоза контейнера за ворота терминала до его возврата в порт.
Discharging – выгрузка. Процесс освобождения контейнера от размещенных в нем грузов.
Door – 1. Офис/склад отправителя/получателя. Начальная/конечная точка перевозки груза. 2. Условие перевозки, при котором в стоимость фрахта включены услуги транспортной компании по организации забора контейнера от дверей склада/офиса грузоотправителя (аналогично – доставка контейнера к дверям склада/офиса грузополучателя).
FCL (Full Container Load) – полная загрузка контейнера. Грузы в контейнере принадлежат одному отправителю.
Freight – фрахт. Перевозка какого-либо груза на зафрахтованном судне. Также: контракт на перевозку, описывающий груз, определяющий условия и стоимость его транспортировки; плата за морскую перевозку груза.
LCL (Less Container Loading) – неполная загрузка контейнера. Грузы в контейнере принадлежат разным отправителям (сборные грузы).
Loading – погрузка. Комплекс мероприятий, направленных на размещение грузов на транспортном средстве.
POL (Port of Loading) – порт погрузки.
Shipment – отправка. Партия груза по одному погрузочному документу от указанного отправителя указанному получателю.
SOC (Shipper’s Owned Container) – контейнер принадлежит грузоотправителю.
Unloading – разгрузка. Комплекс мероприятий, направленных на снятие грузов с транспортного средства.

Возможно вам будет интересно

Похожие публикации скоро появятся