Итоги 2019 года и задачи ФТС на 2020 год
Стенограмма выступления А. Г. Силуанова на коллегии ФТС России, 6 марта 2020 г.
«Добрый день, уважаемые коллеги. Мы сейчас действительно подводим итоги прошлого года, ставим задачи на этот год. Видим, что за прошлый год те цели, которые мы ставили перед собой. Они выполнены. Первое, конечно, это выполнены планы по наполнению доходной части бюджета. Таможенная служба – один из основных наших органов, который пополняет казну вместе с Федеральной налоговой службой и те планы, которые мы с вами формировали на прошлый год, они исполнены. Но этого недостаточно, конечно, мы говорим о структурных изменениях, которые происходят в таможенной службе, и задача, которую мы сформулировали за прошлый год именно в структурной сфере, также успешно реализовывались.
Несколько позиций. Продолжалась работа по снижению административной нагрузки на бизнес. Мы про это говорим с вами на каждом нашем с вами мероприятии. Снижались временные финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности. Отрадно отметить о том, что произошло снижение количества таможенных проверок по сравнению с предыдущими годами. Цифра 17% – в прошлом году произошло снижение количества проверок. За счет того, что мы больше имеем возможности технологично администрировать таможенные процессы, администрировать участников внешнеэкономической деятельности.
В прошлом году был начат эксперимент по прослеживаемости товаров, выпущенных с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Очень важно это тоже. С налоговой службой начата работа. Начато также применение автоматической регистрации и автоматического выпуска электронных транзитных деклараций. Важнейшей задачей, которая была поставлена, начала реализовываться.
Успешно проходит применение новой технологической уплаты таможенных платежей в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, которая позволяет покупателям перечислять денежные средства в счет будущих таможенных платежей непосредственно в момент покупки товаров в зарубежных интернет-магазинах. Мы начали эту работу, у нас еще большой задел предстоит реализовать. Здесь, конечно, наше взаимодействие с Евразийской экономической комиссией необходимо продолжать, с тем, чтобы эти вопросы решались и в Российской Федерации, и в странах ЕАЭС.
Важной задачей, которая была начата к реализации, это созданные электронные таможни. Они созданы в Приволжском, Уральском, Северо-Кавказском таможенных управлениях. Обеспечена концентрация декларационного массива Владивостокской, Новороссийской, Московской областной, Калининградской областной таможен в ЦЭД соответствующей таможни. У нас продолжилась работа по созданию Центров электронного декларирования. Это позволило наметить такой тренд по выходу бизнеса из серой зоны за счет разрыва контактов между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами.
Продолжалась активно и автоматизация совершения таможенных платежей. В прошлом году утверждена технология совершенствования таможенных операций в отношении морских судов с использованием автоматизированной информационной системы, начато применение технологии автоматической регистрации и выпуска электронных транзитных деклараций, реализован целый комплекс мероприятий по предоставлению в таможенные органы сведений из разрешительных документов в электронном виде.
Поэтому, все те задачи, которые мы ставили с точки зрения структурных изменений. Которые должны упростить работу участников внешнеэкономической деятельности, они выполнены.
Сегодня можно констатировать, что практически все таможенные операции и процедуры оцифрованы. Вместе с тем, мы видим и задачи на текущий год, естественно, нельзя останавливаться на достигнутом.
Какие задачи на текущий год мы ставим перед службой? Конечно, это продолжение работы по автоматизации процессов таможенного администрирования, в том числе определение категории риска конкретных товарных партий. Мы должны с вами донастроить систему управления рисками. От участников внешнеэкономической деятельности уже непосредственно администрирование ставить задачи в области управления рисками товарных партий – новый подход, который таможенная служба должна поставить себе в качестве задачи на текущий и последующие годы.
Конечно, это и минимизация времени при совершении таможенных операций, связанных с принятием обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, за счет реализации перехода на применение электронных технологий. Это гораздо проще будет предоставлять и банковские гарантии, и взаимодействовать непосредственно со всеми участниками ВЭД.
Задача, которая стоит, эта разработка модели, так называемого, интеллектуального пункта пропуска, в основе которого лежит максимальная автоматизация процессов совершения таможенных операций с использованием элементов искусственного интеллекта.
Также стоит задача по созданию единой информационной системы государственных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Мы говорим о том, чтобы те справки, материалы, документы, которые сегодня участники ВЭД вынуждены представлять о себе в Россельхознадзор, в Роспотребнадзор, все те, может быть, бюрократические процедуры, которые у нас еще сохраняются, они должны быть автоматизированы и должна информация поступать в рамках единой информационной системы, снижая трудозатраты участников ВЭД.
Также мы видим необходимость работы по продолжению выполнения мероприятий, способствующих улучшению наших участников и оцениваемых в рамках рейтинга Всемирного банка DoingBusiness. Мы всегда говорим, что это не самое главное – получить высокие показатели в этом рейтинге, самое главное нам продвинуться по решению задачи по упрощению работы бизнеса и ускорению осуществления операций для участников внешнеэкономической деятельности.
В этой связи мы видим необходимость решения таких вопросов как предоставление в таможенные органы сведений из разрешительных документов в электронном виде, создание благоприятных условий для уполномоченных экономических операторов в пунктах пропуска, в части организации первоочередного ряда совершения таможенных операций для данной категории лиц, это запуск в промышленную эксплуатацию совместно с ФНС работы по формированию национальной системы прослеживаемости. Это тоже одна из важнейших задач, которые мы ставим с точки зрения улучшения администрирования, поскольку без взаимодействия основных фискальных органов, без увеличения нагрузки налоговой, мы можем существенно увеличить и собираемость платежей, с одной стороны, а с другой стороны, меньше будет участников ВЭД, которые еще не в полном объеме соблюдают таможенное законодательство.
Ну и, конечно, одна из задач, которую мы уже с вами упоминали. Речь идет о подготовке предложений по закреплению в Таможенном кодексе ЕАЭС правил таможенного администрирования товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиками и присылаемых в международных почтовых отправлениях, приобретаемых на международных интернет площадках. Мы ведем работу о том, чтобы постепенно снижать пороги, которые сегодня установлены. Это значит будет увеличение нагрузки на таможенные органы. Это будет увеличение нагрузки на почтовые отделения. Мы видим здесь большие возможности для улучшения администрирования уплаты таможенных платежей. Есть предложения, мы сформулировали их, вынесли на обсуждение наших партнеров по ЕАЭС, ждем от них соответствующих реакций и ставим себе задачу о том, чтобы закрепить те подходы, которыми Российская Федерация предлагает двигаться в части таможенного оформления этих покупок в зарубежных интернет магазинах – надо закрепить их уже в Таможенном кодексе Союза.
Задачи важные все. Коллеги, хотел вас еще раз поблагодарить за вашу работу, хотел вам пожелать успехов в той деятельности, которую вы осуществляете. Еще раз повторяюсь. Две основные задачи – это, конечно, пополнение казны, с одной стороны, но и, самое главное, это улучшение настроений бизнеса, настроений участников внешнеэкономической деятельности, что позволит нам обеспечить и увеличение товарооборота, и увеличение вклада участников ВЭД в задачу роста экономики