ФАС считает, что запрещать импортное топлива бессмысленно
Стало известно, что нестабильная экономическая ситуация, а также вероятное возобновление карантина, вряд ли приведут к тому, что будет возобновлен запрет на импорт топлива (что уже наблюдалось в этом году). Стоит напомнить, что этот запрет был введен исключительно для поддержания отечественных производителей, поскольку стоимость импортного топлива стала очень низкой.
Примечательно и то, что с конца октября по всей Европе топливо стало резко падать в цене. Однако непосредственной угрозы российским производителям они не представляют (имеется в виду именно иностранный бензин и дизель). Прошлой весной угроза возникла, а потому растаможка слишком дешевого топлива была запрещена. Продлился запрет с начала июня и до конца сентября 2020-го.
Почему же возникли такие осложнения и как случилось, что цена топлива из ряда стран Азии и Европы стала в разы ниже отечественного? Дело в том, что ряд поставщиков ориентируется на действующие экономические нормы своих собственных стран, в которых стоимость топлива напрямую зависит от цены на нефть. В результате падение стоимости сырья, из которого изготавливают топливо, вполне логично повлекло за собой снижение цены конечного продукта. Поскольку повышение пошлин не оказало бы должного результата и отечественное топливо просто не смогло бы выдержать конкурентной борьбы, было решено не пропускать через таможенный контроль товаров слишком дешевый бензин.
Примечательно, что в самой РФ (имеются в виду именно нормы налогообложения), во всей нефтеперерабатывающей сфере используется демпфирующий экономический механизм, не позволяющий ценам резко повышаться или понижаться, поддерживая определенный стабильный уровень. В результате иностранным производителям временно стало выгоднее продавать свою продукцию в России, где цена топлива оставалась высокой, а не реализовать ее на собственном рынке.
Еще одной причиной стало то, что при восстановлении спроса (и стоимости), мог сильно пострадать российский потребитель. Ведь количество импорта бы сократилось по целиком естественным причинам (рост стоимости топлива), а все отечественные компании, занятые в сфере переработки нефти, уже понесли бы существенные убытки. Что привело бы к существенным проблемам — восстановление мощностей в производстве качественного топлива затянулось бы на долгие годы. А это чревато дефицитом качественного топлива на внутреннем рынке.
Поскольку сейчас такая ситуация еще не возникла, ни сроки таможенного оформления, ни сам процесс декларирования не претерпевал изменений.